Город Золотого кольца России, «город невест» насчитывает более 1 300 улиц, по которым до сих пор курсируют троллейбусы. Четырнадцать зданий в Иваново являются памятниками истории и культуры федерального значения.
GPS: 57.018246 , 40.979754
А после того, как Андрей Миронов в 1981 спел знаменитую «Так и знай, я уеду в Иваново», остроумно стали величать «городом невест».
Хотя многие фабрики сейчас закрыты или перестроены, здания фабрично-заводского типа придают характерный облик архитектурному ансамблю города. Кстати, он отличается строгостью и концептуальностью: строили город конструктивисты и рационалисты, приехавшие из Москвы. На них не давила история, и их свобода ограничивалась лишь границами их фантазии и архитектурного метода!
Город Иваново.
Ну, и модные в те времена лаконичность, функционализм и утилитарность сыграли сою роль. Маяковский писал тогда «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…», а позже – уже упоминает и Иваново:
Десять лет — и Москва и Иваново
и чинились, и строили наново.
В одном Иванове — триста домов!
Из тысяч квартир гирлянды дымов.
В отличии от своих «звёздных соседей» по «Золотому кольцу», Иваново оказался в Советское время на периферии туристских маршрутов и, соответственно, финансовых вложений, зато в последнее время интерес к нему усилился.
Город Иваново.
В наши дни Иваново с его «фабрикой-кухней», жилкомбинатом и вокзалом – центром новой индустриальной культуры можно считать своеобразной «капсулой времени», побывав в которой, чувствуешь себя очевидцем первых революций и свидетелем попытки создать общество новых гармоничных людей, «способных сознательно творить полезные вещи», первых пятилеток. Пришло время, и турагенты вспомнили прекрасный Плёс, вдохновлявший Левитана, Палех, в котором писали иконы и знаменитые лаковые миниатюры, Юрьевец на Волге, в котором родился Андрей Арсеньевич Тарковский.
Обычное для глубинки России село, расположенное в междуречье Оки и Волги. Издавна известно своими плохими почвами. Богатый урожай не вырастишь, разве что лён здесь родился отменно, поэтому крестьяне занимались разными промыслами, одним из которых стало текстильное производство. К середине XVII века Иваново упоминается уже как крупное индустриальное с наличием нескольких мануфактур.
Не было бы счастья, да несчастье помогло: после пожара 1812 года, уничтожившего много московских мануфактур, ивановское ткацкое производство получило огромное количество заказов как из столицы России, так и за её пределами. И уже в 1817 году ивановцы поставляли тканей на 7 миллионов рублей против 1 миллиона в 1810 году.
Куваевская мануфактура (Большая ивановская мануфактуа) — одна из крупнейших фабрик дореволюционного Иванова
К середине XIX века село Иваново, прозванное «русским Манчестером», опережает уездную Шую и даже губернский Владимир и становится центром крупной текстильной агломерации, включающей север Владимирской и юг Костромской губерний. В 1871 Иваново, находящееся по правую сторону реки Талка, объединяют с левобережным Вознесенским посадом — так возникает безуездный город Иваново-Вознесенск, который по числу жителей превосходит губернский центр.
Вид на улицы Кокуй и Фёдоровскую (ныне 10-го Августа и Красногвардейская). Фото 1890-х годов
Фото: С.Е. Соколов (архивы Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г.Бурылина)
Дальше — больше. Вместе с ростом производства и количества рабочих обостряются социальные язвы, ставшие катализатором народного движения. Во время Всеобщей забастовки 1905 года был создан Совет уполномоченных от фабрик города, который в советское время стал считаться «Первым Советом». После череды споров в 1960-м здание бывшей мещанской управы, в котором он был создан, становится памятником истории, а бывшая Негорелая улица получает название Советской.
В декабре 1917 года Съезд Советов, кооперативов, комитетов и самоуправлений всего района принял решение образовать новую губернию из нескольких уездов и волостей Костромской и Владимирской губерний. Председателем Иваново-Вознесенского губкома РКП(б) стал 33-летний профессиональный революционер Михаил Фрунзе, организатор движения ивановских и шуйских ткачей и бывший узник «Владимирского централа». Так Иваново прочно вписалось в учебники истории Родины.
В 1929 году город опять оказался в центре административного эксперимента, в результате которого стал столицей огромной Ивановской промышленной области, включавшей в себя территории Иваново-Вознесенской, Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. Именно в тот период город стал площадкой для конструктивистских экспериментов: в нем появляются «Ивсельбанк» Виктора Веснина и Дом коллектива Ильи Голосова, Дом-корабль Даниила Фридмана, Дом-подкова и Дом-пуля, школа-птица, построенные уже местными архитекторами, в частности, Василием Панковым. В городе возводятся более 50 зданий в стиле конструктивизма, к сожалению, многие не дошли до нас (в их числе деревянный цирк, Главпочтамт, кинотеатр «Главкино» и фабрика-кухня №2)
Город был центром творчества воплощавших в жизнь идеалы этого общества архитекторов-авангардистов
В Иваново писалась история необычного общества, к которой было приковано внимание всего мира. Выходцы из Вичуги Ивановской губернии, ткачихи Дуся и Маруся Виноградовы перевыполняли планы, для них в одном из фабричных зданий даже прорубили несколько стенок, чтобы можно было управлять сразу двумя сотнями станков. Евдокия Виноградова стала депутатом Верховного Совета СССР, а зарубежная пресса назвала ее Символом нового Человека и Мисс СССР.
Очередная смена политической конъюнктуры и уход из жизни самых известных политических деятелей в истории Иваново (гибель М. В. Фрунзе в 1925 и казнь А. С. Бубнова в 1938) привели к разукрупнению территории, и Иваново отошло «на второй план».
Вид на Фокинскую мануфактуру в Иванове
Благодаря своей короткой, но насыщенной и бурной истории Иваново имеет неповторимый облик. Фабричные корпуса с использованием железобетона и практически сплошным остеклением смотрятся на редкость современно. То тут, то там встречаются маленькие одноэтажные домики и бывшие дворцы промышленных магнатов, особняки двух, реже – трёх этажей, построенные в духе классицизма и модерна. Здание музея им. Дмитрия Бурылина было построено в 1914 году в стиле модерн и до мельчайших деталей соответствовало выбранному стилю. Самый известный ивановский фабрикант собрал огромную коллекцию редких древностей, тканей, оружия и нумизматики, для неё построил музей в стиле итальянского палаццо. А рядом с такой почти петербургской изысканностью соседствуют корпуса текстильного института в духе пролетарской классики Ивана Фомина и церкви в стиле русской старины.
Источник: © Центр Туризма
Источник: © wikipedia.org
Источник: © solaris37.ru
Источник: © ozernyi-sochi.ru
Источник: © pastvu.com
Источник: © fotoxcom
Источник: © wikipedia
Источник: © Дзен
Источник: © kp.ru
Источник: © wikipedia.org
Источник: © kp.ru
Источник: © wikipedia
Одноэтажное здание шуйского вокзала в русском стиле построено в 1896 г., его исторический облик сейчас полностью восстановлен.
Бывший купеческий особняк, кирпичное двухэтажное здание с белокаменным цоколем в стиле позднего классицизма. Широкий балкон с ажурной решеткой был свидетелем сцен мещанского уклада XIX в. и бурных событий XX в.
Торговые ряды построены в начале ХIX в. итальянским архитектором на средства местных купцов. Пешеходная улица позволяет туристам насладиться этим украшением города.
Символ честной торговли - павильон с "контрольными весами". Все фасады оформлены четырьмя парами сдвоенных колонн и треугольными фронтонами. Условно отмечает центр города.
Башня из красного кирпича на белокаменном цоколе служила противопожарным водопроводом, а также каланчой и лошадиной поилкой. Сооружена в 1883 году по проекту Шервуда.
Первая мужская гимназия была выстроена на средства купцов и открыта в 1873 г. Фасады здания из красного кирпича с белокаменными деталями богато декорированы в традициях русской эклектики.
Старинная усадьба рубежа XVIII–XIX веков принадлежала шуйскому промышленнику. Оба здания возведены по модным канонам: старый корпус - в духе эклектики, а новый - в стиле позднего классицизма.
Редкий для уездного города комплекс зданий дворцового типа. Пышная усадьба сочетает стиль позднего классицизма с элементами необарокко. Сейчас здесь располагается культурный центр, где проходят концерты и балы.
Монументальный пятиглавый собор возведен в конце XVII в. на месте деревянного храма. Это первое каменное здание в Шуе, доминанта города, хранящая чудотворный образ Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери.
Кирпичный храм построен в 1754 г. в самом сердце города, на месте древнего кремля. Владимиро-суздальские архитектурные традиции в нём сочетаются с формами классицизма и декором в духе «нарышкинского барокко».
Один из древних храмов Шуи, изменивший имя при постройке нового придела, действующий с середины XVII в. и до сих пор. Каменная церковь и колокольня расположены на живописном склоне холма.
Небольшой приходской храм построен на средства купцов и освящен в 1893 г. История церкви связана со становлением села Петропавловского рядом с Шуей и с легендами о чудесных исцелениях от иконы Святителя Николая.
Композиция комплекса напоминает городскую усадьбу: главный корпус и четыре флигеля. Выстроена к 1844 г. купцами-меценатами Киселёвыми и подарена городу.
Монастырский комплекс строился с конца 1880-х и включал Успенский собор и Всехсвятскую церковь. Объект был почти полностью уничтожен в советское время. Сохранилось лишь здание трапезной.
Один из старейших музеев области хранит историю Шуи от церквей и храмов до жизни героев революции и Второй мировой войны.
Крупное сооружение в псевдорусском стиле стилизовано под дворец-терем. Здесь хранятся ценные вещи, фото, архивы семей и деятелей, проходят поэтические вечера.
Здание с примыкающей к нему железной дорогой построено в 1899 г. в стиле модерн. Оно принадлежало одному из знаменитых российских предприятий алкогольной промышленности. Завод работает и сейчас.
Первый в Советском Союзе памятник М. В. Фрунзе - военачальнику и городскому главе, установлен на одноименной площади. Этот монумент - лучшее творение знаменитого скульптора М. Я. Харламова.
Крупнейший монастырь епархии был значимым уже в XV в. Включает Никольский собор, пятиярусную колокольню, две церкви, монашеские кельи.
Комплекс расположен на берегу реки Молохта. Включает пятиглавый Введенский храм с необычной колокольней и одноглавую Владимирскую церковь.
Кинешма, расположенная на Северной железной дороге, является конечной станцией и связана с Ивановом и Москвой. Историческое и современное здания вокзала служат важными транспортными узлами города.
Ансамбль Троице-Успенского кафедрального собора в Кинешме, расположенный на берегу Волги, сложился в XVIII–XIX веках. Он включает в себя Успенский и Троицкий храмы, колокольню и ограду.
Ансамбль приходских храмов Иоанна Златоуста и Вознесения Господня, расположенный на пересечении Советской и улицы имени Крупской в Кинешме, — важный исторический архитектурный комплекс.
Храм Преображения Господня в Кинешме, расположенный на улице Юрьевецкой, — одно из старейших архитектурных сооружений города.
Ансамбль храмов Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова в Заречной части Кинешмы был построен в XVIII веке и включает летнюю Успенскую церковь и зимнюю Рождественскую церковь с колокольней.
Волжский бульвар в Кинешме, протянувшийся от речного вокзала до реки Казохи, представляет собой важный центр общественной и культурной жизни города, где сосредоточены архитектурные памятники и места для отдыха.
Дом дворянства на Волжском бульваре в Кинешме, построенный в первой трети XIX века, — важное для города здание в стиле классицизма. Дом использовался для общественных нужд, в том числе – для размещения судебных учреждений.
Площадь Революции в Кинешме, ранее известная как Торговая или Базарная, — важное общественное пространство города, где в конце XIX — начале XX века были построены два торговых здания в эклектичном стиле.
Здание бывшего торгового дома купца Ивана Андреевича Елисова, расположенное на углу Рылеевской и Комсомольской улиц в Кинешме, было построено в начале XX века в эклектичном стиле, сочетающем элементы классицизма и модерна.
Реальное училище в Кинешме было основано фабрикантом Иваном Александровичем Коноваловым. Здание для его размещения было построено в 1903–1906 годах по проекту архитектора Ивана Васильевича Брюханова в классическом стиле с элементами модерна.
На углу Советской и Рылеевской улиц расположен трёхэтажный особняк в стиле классицизма с элементами модерна, построенный для купца Алексея Ивановича Поленова в середине XIX века.
Купцы и строители Павел Фёдорович Севрюгов и Фёдор Анисимович Елагин основали в 1896 году недалеко от Кинешмы прядильно-ткацкую фабрику, а в 1904–1905 годах построили усадебный комплекс «Отрада», спроектированный московской конторой «Юлиус Берлей».
Дом Нагорских, построенный в начале XX века архитектором Николаем Нагорским для своего отца Валентина Федосеевича, представляет собой двухэтажное здание в стиле модерн с уникальной восьмигранной башней для астрономических наблюдений.
Старейшее текстильное предприятие Кинешмы было основано в 1879 году Никанором Алексеевичем Разорёновым и Михаилом Максимовичем Кормилицыным и первоначально находилось в устье реки Томны.
В 1959 году вместо старого деревянного моста в Кинешме был открыт новый Никольский мост, построенный с использованием металлических конструкций, изготовленных в Воронеже. Проект был разработан Ленинградским институтом проектирования городов.
Научно-художественный музей Кинешмы, основанный в 1919 году, первоначально размещался в здании духовного училища и затем переехал в здание Вознесенской церкви. Музей был разделён на краеведческий и художественный отделы в 1960-х годах.
Кинешемский драматический театр, основанный в 1897 году и носящий имя Александра Островского, пережил множество испытаний в ХХ веке. Сегодня театр продолжает свою работу, открывая каждый сезон постановкой пьес Островского.
Памятник Фёдору Боборыкину в Кинешме был установлен в 2012 году в честь 400-летия освобождения Москвы от иностранных интервентов. Скульптура, изображающая воеводу на коне с мечом, стала результатом сбора средств и конкурсного выбора проекта.
В Кинешме у входа в Парк культуры и отдыха имени 35-летия Победы был создан мемориальный комплекс, посвящённый подвигу кинешемцев во время Великой Отечественной войны. Он включает музей военной техники, Аллею Героев и памятник труженикам тыла.
К 1867 году Иваново, Шуя и Вичуга уже определились как крупнейшие центры текстильной промышленности России. Спрос на продукцию рос быстро, число занятых в производстве и торговле увеличивалось ещё быстрее, а обозы продолжали тянуться до Москвы бесконечно долго…
Шуйское ополчение сыграло важную роль в истории: горожане остались верными законному царю Василию Шуйскому и общими усилиями сражались с захватчиками. Это привело к сплочению общин и спасло Русь от распада.
В 1609 году Кинешма, верная царю Василию Шуйскому, столкнулась с нападением польско-литовских интервентов под командованием Александра Лисовского, что привело к трагическому сражению и разрушению города. После поражения Кинешмы её жители в 1612 году присоединились к ополчению Минина и Пожарского, освободившему Москву, а память о защитниках увековечена в городе часовнями и памятниками.
Русский поэт-символист, яркий представитель Серебряного века, эссеист, переводчик.
Русский актёр, театральный педагог, режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР. Заслуженный артист РСФСР.
Выдающийся русский астроном, основатель московской астрофизической школы. Возглавлял Пулковскую обсерваторию.
Известный художник. Вдохновлялся Кинешмой, где провел много времени и создал свои самые известные произведения.
Писатель, революционер, военный деятель. Известен своими произведениями о Гражданской войне, в частности романом «Чапаев».
Одна из ключевых фигур в военной истории СССР. Выдающийся советский военачальник, маршал Советского Союза. Дважды герой Советского Союза. Сыграл важную роль в Великой Отечественной войне. Возглавлял Генеральный штаб и Министерство Вооружённых сил ССС
Курган основан в 1782 году по Указу Екатерины II, но поселение на этом месте существовало с 1553 года. Расположен на берегах Тобола.
Небольшой город к северо-западу от Москвы в живописной местности южного склона Клинско-Дмитровской гряды. Славится Новоиерусалимским монастырем и музеем.
Туристический город Золотого кольца между Волгой и Клязьмой, родина К.Бальмонта, центр производства ситца и мыла. Историческое значение связано с династией князей Шуйских: после Смуты Василий IV стал
Бугульма, важный административный центр Татарстана, обладает богатой историей и важными достижениями в промышленности, особенно после открытия нефтяных месторождений в 1948 году.
Предшественником города Гатчины считается село Хотчино, которое впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года.
Анапа — климатический и бальнеологический курорт. «Город-курорт Анапа» и «Город воинской славы».