GPS: 44.745109 , 33.910243
В непосредственной близости от бахчисарайского предместья Салачик в скальном отроге балки Мариам-Дере находятся строения Свято-Успенского пещерного монастыря. Время его основания неизвестно. Ряд исследователей связывает возникновение скальных обителей в Крыму с политикой иконоборчества, которую проводили в IX веке византийские императоры. Тогда на окраины империи бежали сотни православных монахов-иконопочитателей.
Возникновение обители также связывают с легендой о чудесном обретении образа Богородицы на одной из местных скал. В XV веке монастырь стал крупным православным религиозным центром, находясь под покровительством крымских ханов. После турецкого нашествия в 1475 году здесь расположилась резиденция митрополита Готфейского и Кефайского. Неоднократно материальную помощь монастырю оказывали московские цари.
В 1779 году после выселения крымских христиан в Приазовье по указу Екатерины II обитель пришла в упадок, действовала только приходская церковь во имя Успения Богородицы. Именно в ней митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства.
Возрождение монастыря относится к 1850-м годам и связано с началом осуществления проекта святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического, по превращению горных обителей Крыма в «Русский Афон».
В XIX — начале ХХ века на территории бахчисарайского Успенского скита действовали пять храмов, а также были построены гостиницы для паломников, использовавшиеся в годы Крымской войны в качестве госпиталя.
В 1921 году монастырь закрыли, его имущество конфисковала советская власть, а монахов изгнали и подвергли репрессиям. Во время Крымской наступательной операции в 1944 году в монастырских пещерах обосновался военный госпиталь. Братская могила умерших от ран солдат и офицеров находится недалеко от старого кладбища монастыря.
Второе возрождение обители произошло в 1993 году, когда пещеры и сохранившиеся остатки построек передали церкви. В течение последующих лет монахи крупнейшего в Крыму монастыря восстановили большинство церквей, кельи, дом игумена, гостиничные корпуса и хозяйственные постройки. Вновь обустроен целебный источник и возведены многочисленные новые здания, существенно изменившие исторический вид монастырского ущелья.