Сталин, Бардин и «прожектеры» из Гипромеза

Время прочтения: мин.

История Череповецкого металлургического завода сложна и запутана. Его запланированная стройка прервалась из-за удаленности источников сырья, но ученые нашли залежи торфа у города, что позволило воплотить планы

Историческая справка

Cегодня как само собой разумеющееся воспринимается утверждение, что Череповец — город металлургов.

Однако история строительства на берегах Шексны металлургического завода зависела не только от планов и расчетов, но и от случая.

Доменный цех Череповецкого металлургического завода. 1957 г.

20 июня 1940-го вышло постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР». Подготовку проекта нового предприятия осенью того же года начал Государственный институт по проектированию металлургических заводов (Гипромез). Об этом появилась крохотная заметка в газете «Индустрия».



Инженер из Бреста А. С. Бирилло, ознакомившись с заметкой, направил письмо в газету «Правда». Он назвал идею «плодом явного пренебрежения интересами социалистического хозяйства», поскольку правильнее было бы начинать строительство прямо в Печорском бассейне, вблизи от угольных месторождений, а Череповец от источников сырья удален. Подвоз сырья для расположенного здесь производства обойдется неоправданно дорого, и ничего, кроме убытков, такой завод стране не принесет.

В 1944-м, когда прерванную войной стройку готовились возобновить, группа ученых во главе с членом-корреспондентом Академии наук СССР Александром Васильевичем Гориновым высказалась за перенос завода из-за высокой стоимости доставки сырья. Комиссия Госплана это мнение поддержала. Новой площадкой она предложила выбрать село Анненский Мост.



Четвертая домна Череповецкого металлургического завода. После 1969 г.

Вопрос был бы решен, но в пользу Череповца неожиданно высказался сам Сталин. По его указанию Академия наук предложила сохранить завод в этом городе и провести поиск дополнительных источников сырья силами специально созданной комплексной экспедиции. Начальником экспедиции стал известный ученый-металлург Иван Павлович Бардин. Ранее он считал Череповец подходящим местом для завода, но после выводов группы Горинова вместе с другими экспертами Госплана высказался в пользу Анненского Моста.


БАРДИН Иван Павлович

Сомнения Бардина разрешились, когда стало понятно, что окрестности Череповца богаты торфом. Это позволяло уменьшить потребности проектируемого завода в привозном каменном угле, причем экономия на топливе перекрывала ранее посчитанные транспортные издержки. У конкурентов, Анненского Моста и Лодейного Поля, подобного преимущества не было. Правда, впоследствии выяснилось, что промышленная разработка залежей торфа в Череповецком районе заводу ничем не поможет.



30 декабря 1947-го постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) строительство Череповецкого металлургического завода решено было возобновить. Ожидалось, что первый чугун выпустят всего через четыре года, а первую сталь — через пять. Но строительство по разным причинам затягивалось. Когда 24 августа 1955-го наконец была задута первая череповецкая домна, трудностей меньше не стало. Каждая тонна местного чугуна стоила вдвое дороже, чем выпущенная на южных заводах. Причина была в том, что мартеновский и прокатный цехи в Череповце стали строить позже, чем доменный, поэтому своей стали пришлось ждать долго, а чем дольше затягивалось ожидание, тем больше были финансовые потери.


Металлургический завод им. 50-летия СССР. Доменный цех. 1973-1974 гг.

Об ошибочности строительства завода в Череповце было сказано даже с трибуны Верховного Совета СССР в феврале 1957 года. Бардину многократно пришлось доказывать, что без выпуска стали и проката ждать от предприятия прибыли невозможно, что всему виной ошибки в планировании хода строительства, а вовсе не в выборе места. Правоту Бардина подтвердило время. 1 мая 1958-го была выпущена первая череповецкая сталь. 25 января 1959 года, с пуском блюминга, началось производство проката — теперь Череповецкий металлургический стал заводом полного цикла.



Похожие истории

Торжества по случаю открытия железной дороги Рязань — Козлов

Появление железной дороги в 1866 году определило дальнейшее развитие города. На сегодня здесь сложилась традиция отмечать юбилеи Юго-восточной железной дороги, в состав которой входит ее Мичуринский регион.

Уникальный медный котел времен Золотой Орды

Серпухов не раз принимал на себя удар войск Золотой Орды. Медный котел жители Дракино нашли случайно при раскопке огорода. По незнанию в нем несколько лет хранили удобрения, пока он не попал к археологам.

Трагедия генерала Качалова и 28-й армии

Героическая и печальная история времён Великой Отечественной войны. Качалов был ложно обвинен в том, что он отступил перед врагом и попал в плен. Из-за чего был приговорен к смерти.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!