GPS: 53.724028 , 91.448692
Самый древний символ, формирующий представление об истории и культуре Абакана, — это хайджи, исполнитель героического эпоса (алыптых нымах) гортанным пением в сопровождении 6–7-струнного щипкового музыкального инструмента — чатхана. Его собирательный образ представлен скульптурной композицией «Хайджи» на проспекте Ленина.
Скульптура Хайджи в Абакане. 2014 г.
Автор статуи из серого гранита, Вячеслав Николаевич Кученов, известен в Хакасии не только как скульптор: он и сам хайджи — музыкант, владеющий искусством горлового пения. Памятник был открыт 25 июня 1996 года, в день начала работы в Абакане 1-го Международного симпозиума «Чатхан: история и современность».
Скульптор, музыкант, хайнджи Вячеслав Кученов. 2020 г.
С образом хайджи связана красивая легенда о появлении искусства горлового пения у хакасского народа. Согласно ей, в давние времена хакасский народ не знал горлового пения. Прослышал об этом хозяин хая (гортанного пения) — хай ээзи и решил научить народ этому мастерству. Громадный, черный, красивый, встретил он в месте Исхарчызы (близ Кизласа) хакаса, который спал на берегу Большой Еси. Проснувшийся парень-хакас так испугался вида хай ээзи, что невольно произнес: «Татай!» — магическое слово, выражающее отвращение. Обиделся хозяин хая, ничего не сказал, ушел на север и поселился в междуречье Белого и Черного Июсов. Там сменил он гнев на милость и стал учить народ своему искусству. Оттуда и пошли славные хакасские хайджи, сказители героического эпоса, легенд о древних богатырях, с которыми под звуки музыки слушатели улетали в поднебесье, бродили по древним горам, спускались в «нижний мир» и возвращались в солнцелунную Хакасию
Согласно хакасским представлениям, сказители во сне или наяву встречались с духом хай ээзи и получали внушение стать хайджи. Существует поверье, что хайджи-нымахчи, имеющий хозяина, отличался тем, что его выступления сопровождались чудесами: сами собой могли открываться и закрываться двери дома, ярко вспыхивал огонь в очаге и тому подобное.