Раздел «Городская история»

Время прочтения: мин.

История Скопинского городского общественного банка — яркий пример финансовой аферы XIX века. Его директор Иван Рыков создал масштабную финансовую пирамиду, которая просуществовала 15 лет и привела к разорению тысяч вкладчиков.

В 1863 году создали Скопинский городской общественный банк. Планировалось, что треть доходов банка будет идти на благоустройство города, треть — на благотворительность, а треть — на увеличение основного капитала. Директором банка назначили бургомистра Ивана Гавриловича Рыкова. Отдельные горожане, знавшие о сомнительных качествах бывшего бургомистра, протестовали против этого назначения, но их не услышали. 


И. Г. Рыков начал бурную деятельность. Реклама Скопинского банка появлялась во всех российских журналах, как отмечал А. П. Чехов, «начиная со столичных и кончая иркутскими». Банк объявил выплаты по вкладам в 7,7 %, что более чем в два раза превышало выплаты других банков. В результате в 1868 году в банке обнаружился дефицит в 54 тысячи рублей. Однако Рыков представил министру финансов фальшивый баланс, такой благоприятный, что это привлекло вкладчиков со всей страны. Скопинский банк превратился в финансовую пирамиду.




Между тем Рыков получил в Скопине огромное влияние и популярность. Он инициировал строительство железной дороги, мостовых, водопровода, организовал ночное освещение, построил телеграфную станцию, типографию, церкви, женское училище, детский приют, публичную библиотеку. Рыков не скупился на щедрые приёмы и пиры для местных и губернских чиновников, угощал обедами прибывавших со всех концов страны вкладчиков. 

Но собственно банковская деятельность была фикцией. Фиктивными были учёт векселей, ссуды, покупки, продажа ценных бумаг и т. д. В ряде мнимых операций участвовали либо подставные лица из мелких служащих банка, либо вовсе вымышленные. Сведения о мошенничестве в Скопинском банке не просачивались из города: и скопинский почтмейстер, и скопинский телеграфист были у Рыкова на жаловании (как и другие городские чиновники) и перехватывали всю неугодную ему корреспонденцию. По замечанию С. Я. Елпатьевского, Рыков имел все основания сказать: «Скопин — это я». 



Скопинский банк просуществовал таким образом пятнадцать лет, пока, наконец, не разорился в 1882 году. Это событие прогремело на всю страну. Шесть тысяч вкладчиков (среди них, что характерно, ни одного скопинца) оказались разорены. В 1884 году в Москве состоялся суд над И. Г. Рыковым. Интересы вкладчиков представлял знаменитый адвокат Ф. Н. Плевако. Согласно приговору, коммерции советник Рыков лишился звания, орденов и прав состояния и был сослан на поселение в Восточную Сибирь. Но и среди местного купечества оказалось несколько вкладчиков Скопинского банка, которые устроили ему травлю. Рыков умер в 1897 году в переселенческом отделении красноярской городской лечебницы от апоплексического удара.


Мимо такого крупного события, как крах Скопинского банка, не прошли ведущие русские писатели М. Е. Салтыков-Щедрин («Пестрые письма») и А. П. Чехов («Идиллия — увы и ах!», «Тайны ста сорока четырёх катастроф, или Русский Рокамболь», «Дело Рыкова и комп.»). Здание Скопинского банка сохранилось до наших дней (пл. Ленина, 15).

Похожие истории

Олонхо. Происхождение мира по-якутски

«Олонхо» обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и поэмы, исполняемые сказителями. В этих поэмах якуты описывают свое видение создания мира и загробной жизни

Легенды Невьянской башни и начало производства серебра в России в промышленных масштабах.

В XIX веке вокруг Невьянска возникло множество легенд о сети подземных помещений, якобы соединяющих демидовские хоромы, наклонную башню и завод. Согласно рассказам, там тайно плавили драгоценные металлы и чеканили монеты.

Ювелирные изделия. «Красивый, как серебро»

По-якутски серебро — «комюс», это слово также используется как любовно-ласкательное обращение. Золото якуты любили меньше, называя его красным серебром. О по-настоящему красивых вещах они могли сказать: «как серебро». Сейчас украшения, созданные якутскими мастерами, можно увидеть в музеях.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!