GPS: 42.059342 , 48.288139
Недалеко от крепости Нарын-кала находится хрустальный мост, проходя по которому туристы могут увидеть результаты археологических раскопок — руины древнего храма или артефакты прошлых эпох.
Хрустальный мост над археологией.
На территории Дербентской крепости и в ее окрестностях уже много лет ведутся археологические раскопки, в ходе которых ученые значительно обогатили свои представления о древней истории города. С результатами многолетних усилий археологов сегодня могут познакомиться все желающие. Для туристов доступны открытые раскопки мусульманского культового комплекса с водопроводной системой X–XI веков, перекрытые стеклянным мостом-крышей. Пройдя по мосту, любой желающий может увидеть под ногами остатки древних сооружений.
Раскопки на территории Нарын–Кала. 2017 г.
Культовый комплекс расположен недалеко от северной стены цитадели, близ ворот Даш-капы и кладбища Кырхляр. Его использовали для ритуалов омовения и очищения — об этом свидетельствуют найденные при раскопках стелы с религиозными текстами, а также целая система каменных желобов и керамических водоводов, водоотстойников и резервуаров. Рядом с бассейнами для воды обнаружили сложенную из каменных плит квадратную площадку около 12 квадратных метров, которая, по предположениям исследователей, могла быть зияратом XI–XII веков — «святым местом» упокоения предков для молитвы.
Место археологических раскопок.
Мелкие предметы, найденные при раскопках, — украшения, предметы быта, глазурованная керамика X–XIII веков, флаконы для благовоний и другие предметы передали в городской музей. Особую ценность представляет обнаруженная на месте раскопок коллекция из 55 монет. Большинство из них — медные дирхемы XII–XIII веков, чеканившиеся разными правителями региона.
Большой хозяйственный сосуд «хум». 2019 г. Автор фото – Муртазали Гаджиев.
Обнаружены и более древние экземпляры — два фельса времен правления в Арабском халифате династии Омейядов (VII–VIII веков) и десять фельсов второй половины VIII века, отчеканенных при династии Абассидов (VIII–XIII веков). Датировка монет говорит о том, что культовый комплекс наиболее активно действовал в X–XII веках, а в начале XIII века постепенно прекратил существование в связи с нашествием монголов.