В начале мая 1837 года 19-летний наследник российского престола великий князь Александр Николаевич отправился в продолжительное путешествие по территории своих будущих владений. Эта поездка, которую поэт В. А. Жуковский метко назвал «всенародным обручением наследника с Россией», была задумана как ознакомительная. В ходе неё юный царевич посетил 29 губерний, охватывающих Урал и Западную Сибирь. В дороге его сопровождала внушительная свита, включающая его воспитателей В. А. Жуковского и К. И. Арсеньева, придворных чинов, камердинера, лейб-медика, фельдъегерей и слуг. Поездка была спланирована как скромное путешествие, и Николай I издал указ, согласно которому в местах, где находились достопримечательности или исторические объекты, местные начальники должны были ожидать прибытие наследника и показывать их, но устраивать обеды и балы было запрещено без предварительного согласования.
Когда по прошествии трёх недель путешествия, в субботу, 22 мая, конный поезд цесаревича прибыл в Воткинский Завод, он остановился в доме начальника завода Ильи Петровича Чайковского. После краткого отдыха и часовой беседы с хозяином наследник отправился осматривать предприятие. Он побывал в основных цехах и мастерских, удивляясь «трудам и проворству рабочих». Несмотря на жар печей и оглушительный шум машин, который сам князь описал как «совершенный ад», он принял участие в производственном процессе.
На «якорной фабрике» ему показали сборку и сварку главных частей 250-пудового якоря, а сам цесаревич ковал 176-пудовый якорь для Черноморского флота и ещё один, весом 252 пуда. Интересно, что якорь, в производстве которого участвовал Александр, так и не был отправлен на Черноморский флот; в 1840 году его установили на пьедестале в заводском дворе с памятной надписью, а в 1850 году перенесли на плотину и в советские годы переплавили.
После осмотра завода, Александр Николаевич посетил выставку образцов продукции, ознакомился с особенностями сортов железа и стали, а также встретился с местным духовенством. Он посетил поселковые школу и госпиталь, оставшись доволен увиденным, что не всегда бывало в его путешествиях. Вечером посёлок был украшен иллюминацией, которой цесаревич любовался с балкона дома Чайковского, а день завершился чаепитием.
На следующий день рано утром цесаревичу были представлены заводские чиновники и инженеры. Через одного из офицеров свиты он передал тысячу рублей «мастеровым на водку», а в ответ получил от Чайковского сувениры местного производства – перочинный нож и две пары бритв. Уже до 8 утра княжеский кортеж отправился в Пермь, продолжая путешествие.