Крестьянское восстание 1920–1921 годов

Время прочтения: мин.

Воронежское крестьянское восстание, или Колесниковщина, разразилось в Россошанском районе в 1920–1921 годах. Это событие стало ответом крестьян на жестокую политику большевиков, а его обсуждение в Советском Союзе долгое время находилось под запретом.

История

Россошанский район был центром события, оставившего глубокий след в истории страны и долгие годы находившегося под запретом советской идеологии. Речь идёт о Воронежском крестьянском восстании, или Колесниковщине. Оно было частью повстанческого движения, охватившего южные губернии России в 1920–1921 годах. Большинство жителей Воронежской губернии проживали тогда в сельской местности, горожан было очень мало. Чернозёмная почва позволяла крестьянам получать большие урожаи, а потому их благосостояние находилось на высоком уровне. После прихода к власти большевиков в стране разгорелась Гражданская война.


Армия и городское население испытывали нехватку продовольствия. Крестьянам запретили продавать хлеб, а потом стали изымать его. Осуществление «продразвёрстки» проходило с огромными нарушениями и без того жестокого законодательства. У крестьян отнимали последнее зерно, а тех, кто его прятал, отправляли в ссылку или расстреливали. В ответ крестьяне уничтожали «продотряды». Вскоре стихийные выступления переросли в крестьянское восстание против большевиков.



Осенью 1920 года уроженец Старой Калитвы Иван Сергеевич Колесников организовал в родном селе повстанческий отряд, численность которого в скором времени возросла до 6 тыс. бойцов. В некоторых сражениях принимали участие до 15 тыс. восставших крестьян и дезертировавших из армии солдат. Сам Колесников воевал на фронтах Первой мировой войны, затем вступил в ряды Красной армии, был командиром батальона. После очередного ранения он самовольно вернулся на родину.



В течение нескольких дней восстание из Старой Калитвы перекинулось на территорию уезда. К отряду Ивана Колесникова присоединялись крестьяне и солдаты-дезертиры. В населённых пунктах, куда приходили колесниковнцы, продотряды разгоняли или уничтожали, а хлеб раздавали местным жителям. Повстанцы не боролись против советской власти, объявив врагами большевиков. Лозунгами колесниковцев были слова: «Да здравствуют Советы без коммунистов!» и «Да здравствует Солнце правды!» Зимой 1920 года советская власть направила крупные военные силы для подавления Воронежского и охватившего соседнюю губернию Тамбовского восстаний.



Особенно тяжёлые сражения состоялись у слобод Криничная, Россошь, сёл Новая и Старая Калитва, на железнодорожных станциях Митрофановка и Евстратовка (ныне Россошь). Участвовал в подавлении восстания в чине командира эскадрона будущий маршал Г. К. Жуков, награждённый тогда орденом Красного Знамени. В январе 1921 года под контролем повстанческой дивизии И. С. Колесникова (около 160 отрядов общей численностью до 50 тыс. бойцов) находилась большая часть Воронежской губернии. Но в феврале в регион были отправлены новые крупные силы Красной армии. К тому времени у повстанцев закончились боеприпасы. В одном из боёв в апреле 1921 года погиб Колесников. 



К лету того же года основные силы колесниковцев были разбиты. Такие восстания, особенно Воронежское и Тамбовское, заставили большевистское правительство отказаться от продразвёрстки, перейдя к политике экономического взаимодействия с крестьянством.


Похожие истории

«Место встречи — Бугуруслан!»

В начале Второй мировой войны Бугуруслан стал центром для масштабной эвакуации и поиска пропавших людей благодаря созданию Центрального справочного бюро (ЦСБ) НКВД СССР. Сотрудники бюро обработали миллионы запросов, помогая воссоединиться с близкими более чем 3,8 миллиона человек и вернуть домой более 20 тысяч детей.

Мятеж Чехословацкого корпуса в Мариинске

25 мая 1918 года на железнодорожной станции Мариинск, где стояли части Чехословацкого корпуса, вспыхнул вооружённый мятеж. Начались боевые столкновения между красными отрядами и «белочехами». Это событие считается началом Гражданской войны в регионе.

А. Н. Островский в Кимрах

Александр Николаевич Островский, знаменитый русский драматург, посетил Кимры в 1856 году. Его краткое пребывание в селе оставило след в дневниковых записях и, возможно, повлияло на некоторые его пьесы. Связь Островского с Кимрами продолжалась и после этого визита.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!