Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове

Время прочтения: мин.

Московская обл., с. Подмоклово

GPS: 54.866940 , 37.346670

На берегу Оки в бывшей вотчине князей Долгоруковых сохранилось уникальное сооружение петровских времен — круглая церковь-ротонда Рождества Богородицы во вкусе итальянского барокко с шестнадцатью статуями апостолов и евангелистов на фасаде. Статуи Подмоклова — один из первых образцов европейской скульптуры в России и самый первый, про который нам достоверно известно, что его выполнили русские мастера, а не иноземцы.

В конце XVII века село Подмоклово перешло к князю Григорию Федоровичу Долгорукову (1657–1723) в качестве приданного за княжною Марией Ивановной Голицыной. Сподвижник Петра I, полководец и дипломат, много путешествовавший по Европе, Долгоруков решает построить рядом со старой деревянной церковью новый храм, для чего 1 мая 1714 года заключает контракт с каменщиком Андреем Опуриным. При этом церковное разрешение на строительство он запрашивает только в июле, а значит, в его получении не сомневается.

Едва успели начаться работы, которыми руководил военнопленный шведский офицер Лоренц фон Фикин, как Петр издал указ о запрете каменного строительства по всей стране, кроме Петербурга (9 октября 1714 года). Стройка в Подмоклове на некоторое время замерла, пока Долгоруков не получил высочайшее изволение на продолжение строительства. Позже Фикина сменил голландец Краффорт. Но, как оказалось, он лишь выдавал себя за архитектора, а на деле был простым каменщиком. Строительство вновь замерло, пока 5 мая 1718 года Долгоруков не пригласил артель Ивана Каландина. А уже летом 1720 года в Подмоклове появилась московская артель резчиков во главе с Иваном Афанасьевым Зиминым, которых князь пригласил украсить храм белокаменными скульптурами и рельефами.

Построить князю Долгорукову «церковь по церклю круглую по чертежю, по повелению иноземца Лоренца фон Фикина» каменщики из села Красное подрядились 1 мая 1714 года.

К августу 1723 года, когда умирает Григорий Федорович, храм уже близился к завершению. И вновь стройка остановилась — сын и наследник Сергей не стал сразу продолжать дело отца, а в 1730 году, при Анне Иоанновне, весь клан Долгоруковых подвергся репрессиям. Их имущество, включая подмокловское поместье с недостроенной церковью, конфисковали в пользу казны. Храм смог достроить лишь внук Григория — секунд-майор князь Николай Сергеевич Долгоруков (ум. в 1784). В 1754 году доделали иконостас, вставили окна и двери, и церковь наконец освятили — через 40 лет после начала строительства.


Архитектура подмокловского храма — прекрасный образец двусветной ротонды, перекрытой высоким куполом и завершенной световым барабаном. Храм окружен открытой аркадой с шестнадцатью подпорными столбами, а ее балюстрада украшена шестнадцатью статуями — фигурами двенадцати апостолов и четырех евангелистов. Это революционное для России петровского времени сооружение, при строительстве которого Долгоруков мог вдохновляться ротондами, виденными им в Италии.

Под покровительством Долгорукова (а возможно, и за его авторством) вышло первое в России сочинение, посвященное архитектуре (в Венеции в 1699 году). В качестве ближайшей возможной модели для Подмоклова иногда называют нереализованный проект церкви-ротонды для римского Колизея за авторством важного зодчего итальянского барокко Карло Фонтаны (163?–1714).

Стены подмокловского фасада украшены белокаменной резьбой в виде фриза из фруктовых гирлянд, головками херувимов, филенками с цветочным орнаментом, резными пилястрами. Скульптуры, как и весь фасадный декор, выполнены из мячковского белого камня с каменоломен в районе подмосковного Домодедова.

В 1980-е годы несколько подмокловских скульптур пали жертвой вандализма. Сейчас на здании можно видеть копии, а оригиналы находятся внутри храма и в серпуховском музее.

Скульптура для России XVIII века была новым явлением. Русская православная традиция объемных изображений фактически не знала, а статуи святых в европейском вкусе на фасадах храмов появляются в России только в петровское время, и позволить себе такое радикальное новшество могут только наиболее приближенные к царю-реформатору вельможи: князь Борис Голицын, затеявший на вершине своего могущества, около 1690 года, строительство Знаменской церкви в Дубровицах, всесильный Александр Меншиков (Меншикова башня в Москве, 1704–1707, изначально была украшена статуями), а в начале 1720-х — и Долгоруков.

Главной святыней храма с 1848 года почитался список почитаемой Владимирской иконы Божией Матери, остановивший эпидемию холеры.

«Дикой, возмутительной фантазией» назвала изображение Лермонтова на картине Страшного суда в Подмоклово столичная газета «Северный курьер» в 1900 году.

В 1875 году церковный староста Тимофей Иванович Каштанов заложил арочные проемы кольцевой паперти для утепления храма. Благодаря ему же в 1882 году храм был расписан, а в церковном притворе появилась картина «Страшный суд». Позже в одном из грешников нашли сходство с поэтом Лермонтовым, что вызвало изрядный скандал. В 1934 году картину отправили на реставрацию, и в Подмоклово она так и не вернулась; сейчас ее можно видеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове.

Фото: TripAdvisor

В 1893 году храм отремонтировали на средства церковного старосты, серпуховского купца Василия Ивановича Каштанова. Службы в храме прекратились в 1937 году, а священник Иоанн Александрович Раевский был арестован. Позже здание использовали как зернохранилище. В 1980-е годы вандалы сильно повредили пять украшавших храм статуй. Скульптуры восстановили в 1988–1995 годах специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. В 1983–1994 годах были заново открыты арки кольцевой паперти, заложенные в 1875 году.

В 1992 году храм Рождества Богородицы в Подмоклове возвратили Русской Православной Церкви. Благодаря новому настоятелю храма уникальная постройка стала редким для современной России примером научной реставрации. Работы по восстановлению ведутся с 2009 года.



Источник: © wikimedia.org

Источник: © wikimedia.org

Источник: © LIVEJOURNAL

Источник: © LIVEJOURNAL

Источник: © wikipedia.org

Источник: © Тripadvisor

Похожие места

Вознесенский собор. Второй по величине храм города

Вознесенский собор — архитектурный памятник XVIII–XIX вв. Храм имеет статус кафедрального, что нетипично для небольших населенных пунктов. Здесь хранятся мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Нилово-Столобенская пустынь

Один из старейших мужских монастырей Тверской митрополии. Уникальный историко-культурный, ландшафтный и духовный объект.

Собор Святого апостола Андрея Первозванного

Собор Андрея Первозванного построен в 2019 году в традициях средневекового русского деревянного зодчества — знаменитого шатрового стиля. Миниатюрный на вид собор может вместить до 300 прихожан.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!