Отечественная война 1812-го и заграничный поход русской армии 1813–1814 годов показали, что армия нуждается в более качественном холодном оружии. Император Александр I принял решение сконцентрировать производство этого оружия в одном месте — Златоусте. Учителями русских мастеров Златоустовской оружейной фабрики, созданной в 1815-м, были немецкие оружейники из северогерманского города Золинген — признанного центра производства холодного оружия и бытовых ножей.
Александр I
Коллекция Златоустовского городского краеведческого музея позволяет проследить историю становления и развития этого стиля на протяжении почти двух веков, начиная с декорированного оружия Шафов, приглашенных из Золингена.
Особую роль в зарождении и становлении златоустовской гравюры на стали сыграли Иван Бушуев (в музее представлено 12 его работ) и Иван Бояршинов, четыре клинка которого могут увидеть посетители музея. Отделку боевых клинков отца и сына Шафов отличают твердые и правильные геометрические линии. Молодые уральские граверы в короткий срок усвоили технические приемы немецких мастеров по украшению холодного оружия и ощутимо усилили его художественную сторону. Уже в 1820–1830-е они не только создали свой оригинальный стиль златоустовской гравюры по стали, но и вышли на уровень эталона, превзойти который никому не удалось. Подлинным коллективным шедевром заводских мастеров стал комплект «Древнее вооружение», изготовленный в 1830–1833 годах для наследника престола Александра Николаевича, взошедшего на трон под именем Александра II. Шлем и латы можно осмотреть в экспозиции музея.
Шлем
Сабля работы Ивана Бушуева
С конца 1830-х в связи с уменьшением государственных заказов на украшенное юбилейное оружие фабрика начинает производить декорированные бытовые приборы, работает по индивидуальным заказам. После освобождения заводских мастеров от обязательной службы в начале 1860-х ассортимент фабрики постоянно расширялся. Это было вынужденной мерой, так как государство сохранило заказы лишь на производство обычного строевого холодного оружия. Заводские граверы стали изготавливать затейливо декорированные столовые приборы, фляжки, охотничьи ножи и ножи для разрезания бумаги, топорики. Появление упрощенной техники украшения оружия привело к упадку граверного искусства. В 1909 году цех украшенного оружия закрылся.
Столовый набор
С возобновлением работы фабрики в начале 1920-х был восстановлен и цех украшенного оружия, но наградное оружие стало более скромным. С 1930-х началось изготовление стальных пластин для календарей с изображением Сталина и других большевистских вождей. На них также гравировали копии известных картин русских художников и примитивные пейзажи. От граверов требовалось «приблизить искусство к народу». В 1950–1980-е имели место отдельные достижения художников-граверов, но в серийном производстве преобладала упрощенная технология.
Шкатулка к 70-летнему юбилею И. В. Сталина
В 1990-е производство активизировалось, возрос спрос на изделия златоустовских мастеров гравюры на стали. Были внедрены некоторые новые технологии, в частности никелевое покрытие для защиты от коррозии металла.
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Зеленый сад - лечебные травы и зеленая здравница
Источник: © Централизованная библиотечная система
Источник: © Социальная сеть «Москвичи»
Источник: © Кир-2016 - сайт посвященный истории России
Источник: © 1000досок - бесплатная доска объявлений