Боевые операции под Вязьмой в октябре 1941-го и зимой — весной 1942 года вошли в нашу историю как одни из наиболее тяжёлых страниц. Но в критической ситуации наши воины проявляли мужество и готовность к самопожертвованию.
Воспеть эти особенности русского характера стремились художники, литераторы, скульпторы, кинематографисты.
Экспозиция Вязьма в годы Великой Отечественной войны в Вяземском историко-краеведческом музее
В основу формируемых образов легли слова, произнесённые маршалом Г. К. Жуковым об октябрьских боях 1941 года под Вязьмой: «Оказавшись в тылу противника, войска не сложили оружия, а продолжали мужественно драться, сковывая крупные силы врага, не позволяя ему развивать наступление на Москву… Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, дравшиеся в окружении в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для организации обороны на Можайской линии. Пролитая кровь и жертвы, понесённые войсками окружённой группировки, оказались ненапрасными. Подвиг героически сражавшихся под Вязьмой советских воинов, внёсших великий вклад в общее дело защиты Москвы, ещё ждёт должной оценки».
Кизевальтер В.С. После ухода немцев. Под Вязьмой. 1943 г. Из фондов Вяземского историко-краеведческого музея
Кизевальтер В.С. Первое сентября 1943 г. Первый раз в школу. Из фондов Вяземского историко-краеведческого музея
Острота развивавшейся обстановки нашла своё отражение в киноэпопее Юрия Озерова «Битва за Москву», в которой генерал К. К. Рокоссовский, находясь на колокольне Троицкого собора Вязьмы, принимает решение оставить город. Этому же посвящены повесть Бориса Ярочкина «Вяземская сеча», документально-художественный многотомник Анатолия Александрова «Две ставки».
Особое место в творчестве отечественных авторов занимает фигура командарма М. Г. Ефремова и частей, участвовавших в Ржевско-Вяземской операции. Стремительная атака советской кавалерии на полотне Петра Кривоногова «Советская конница в битве под Москвой» не может не взволновать зрителя неудержимостью разворачивающегося действия. Подвиг десантников под Вязьмой освещён в книге Андрея Лукашенко «Дорогами воздушного десанта». Мельчайшие черты генерала Ефремова передаёт памятник скульптора Александра Казачка, поставленный в Тарусе — на родине полководца. Тема героя-командарма развивается в повести Сергея Михеенкова «Последний бой командарма».
М.Г. Ефремов. 1940 г. Из архива Вяземского историко-краеведческого музея