Н. И. Романов (год рождения неизвестен — умер 11 декабря 1654 года) — последний представитель боярского рода Романовых и последний владелец городка Скопина как родовой вотчины. Он был двоюродным братом царя Михаила Фёдоровича и племянником патриарха Филарета. 12 июля 1639 года Романова пожаловали в стольники, а 28 сентября 1645 года — сразу в бояре, минуя промежуточные дворцовые чины. Никита Иванович был чрезвычайно популярен среди народа Москвы. В мае 1648 года ему удалось в одиночку усмирить бунт против Ильи Даниловича Милославского и Бориса Ивановича Морозова — первый этап Соляного бунта. Возмущённая толпа, послушав увещевания боярина Романова, разошлась.
Во время Псковского восстания 1650 года бунтари просили царя Алексея Михайловича прислать во Псков в качестве посредника именно Никиту Романова, который «государю радеет и о земле болит». В 1653 году пойманный самозванец Тимошка Анкудинов, выдававший себя за сына царя Василия Шуйского, заявлял, что расскажет о себе всю правду одному только боярину Никите Ивановичу. В 1654 году Никита Иванович участвовал в походе на Смоленск. Скончался, «идучи с государевой службы»; его погребли в родовой усыпальнице Романовых в московском Новоспасском монастыре. Так как Н. И. Романов был холост и не имел потомства, оставшиеся без наследников вотчины, включая городок Скопин, перешли в казну.
Н. И. Романов был просвещённым человеком, увлекался «немецкой музыкой» и следовал европейской моде. Среди имущества боярина Никиты Ивановича (часть его до сих пор хранится в Оружейной палате) был гербовый флаг с изображением вооружённого мечом и щитом грифона. Ни до Никиты Ивановича, ни долго после него род Романовых не имел собственно родового герба. Однако в 1856 году таковой был высочайше утверждён; за основу было взято изображение на флаге Н. И. Романова.
Имя Никиты Романова связано с «дедушкой русского флота» — знаменитым ботиком Петра I (экспонируется в Центральном военно-морском музее в Петербурге). Юный царь обнаружил его в бывшей вотчине Н. И. Романова — селе Измайлове. Пётр I вспоминал: «Случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали останки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное». Изначально Пётр и назвал ботик «дедушкой» в память о Н. И. Романове, лишь позже переименовав в «Святого Николая».