GPS: 62.209294 , 34.275584
Вместе со строительством Мурманской железной дороги в 1916 году возникла станция Кивач. Своим названием она была обязана водопаду, расположенному в 29 километрах. Красоту этих мест запечатлел на снимках известный фотограф С. М. Прокудин-Горский, приезжавший в эти места летом 1916 года.
Местом расположения станции была выбрана 50-я верста дороги. Здесь начинались подъездные пути к месту постройки завода азотной кислоты и к пристани. Станция находилась там временно, и в 1917 году её перенесли. На старом месте остался телеграфный пост и пост стрелочника, работавшего за счёт завода. Из-за начавшегося строительства канала в 1927 году станцию вновь пришлось перенести. Был оборудован перегруз с узкоколейной дороги лесозавода.
В 1920–1930-е годы на маршруте Петрозаводск — станция Кивач начали курсировать поезда местного значения, представлявшие собой автомотрисы — самоходные железнодорожные вагоны с двигателем. Вокзал здесь появился в 1934 году. В ходе железнодорожных реформ в 1935 году Мурманская железная дорога сменила название на Кировскую железную дорогу.
В основании железнодорожного моста, протянувшегося через канал неподалёку от здания вокзала, имеется повреждение с рваными краями. Эта дыра напоминает о тяжёлых решениях Великой Отечественной войны. Оборонявшая Кондопогу 313-я дивизия Красной армии получила приказ вечером 3 ноября 1941 года отступить из города и сдать его неприятелю. Отступившие советские войска хотели взорвать мост, чтобы задержать врага, но заложенной взрывчатки оказалось недостаточно, и мост выстоял, но был повреждён.
Финнам, оккупировавшим город (ноябрь 1941 — июнь 1944 года), удалось наладить железнодорожное сообщение на линии между Медвежьегорском и Петрозаводском через Кондопогу. Работами по ремонту и восстановлению железнодорожных линий занимались военнопленные. Полотно снова было повреждено в сентябре 1943 года. Подрыв полотна произвела советская диверсионно-разведывательная группа между станциями Медгора и Кондопога. Два финских эшелона были пущены под откос. После выдворения оккупантов почти сразу было налажено железнодорожное сообщение. Поезд через Кивач прошёл уже 14 июля.
В марте 1952 года было открыто новое здание железнодорожного вокзала. Сегодня оно продолжает принимать пассажиров. В 1965 году приказом Министерства путей сообщения СССР станция «Кивач» получила название «Кондопога».
Станция «Кондопога» была полностью отремонтирована в 2023 году. Лестницы и фасады здания вокзала были приведены в первозданный вид. Проведены работы по благоустройству привокзальной территории. На вокзале появились новые часы. Для безопасности пассажиров установили новые ограждения и подогрев ступеней на лестницах. На привокзальной территории высажены растения, появились новые скамейки и урны.
После войны большой популярностью среди горожан пользовался ежедневный пригородный поезд Медвежьегорск — Петрозаводск. Его расписание было составлено очень удобно: в Петрозаводск поезд приезжал около 7 утра, а обратно отходил в 6 вечера. Горожане любовно прозвали его «Колхозник». Через некоторое время кондопожский участок железной дороги был электрифицирован. На смену старенькому тихоходному «Колхознику» пришли быстрые современные электрички. Но и их по старой памяти продолжали называть «Колхозником».
Кондопожский поэт Павел Малыгин посвятил в 1998 году поезду стихотворение «В „Колхознике“»:
Поезд пригородный. Время позднее.
Льётся водочка по стаканчикам.
Рыбаки с шарабанами — с осени,
Их весной заменяют дачники.
Круглый год — лишь студенты праздные.
Сумки полные, всё — с припасами.
В остальном пассажиры разные:
И ужасные, и прекрасные.
Поезд медленно слишком тянется.
Время тянется с той же скоростью.
Кто-то радостный, кто-то мается
В одиночку с унылой горестью.
Обсуждаются сплетни, новости
В самом демократичном поезде.
Плачут дети, смеются взрослые.
Проводницы глядят замучено:
Пассажиры все с виду сносные,
Но к порядку не все приучены.
На полу шелуха от семечек
И пустые бутылки с пробками.
Только их заметает веничек,
Появляются снова. Долго ли?
А вагоны всё современные,
«Самолётами» называются.
Форма, в сущности, изменяется,
Содержание — неизменное:
Был «Колхозником», им останется.