Галичские летописи. Быль и сказки Галичской стороны

Время прочтения: мин.

Галичские летописи — настоящие памятники древнерусской литературы. В них содержатся вымышленные истории, как в летописи Солигаличского сочинителя и настоящие хроники края, как в «Галичском летописце» XVII века.

История

Русское летописание, начавшись в XI веке, развивалось на протяжении нескольких столетий. Последние памятники этого жанра относятся к XVII–XVIII векам. Наряду с огромными сводами известий о событиях общерусских существовали и местные исторические хроники, чьи авторы интересовались в основном историей своего края. Одним из таких памятников древнерусской литературы является так называемый «Галичский летописец», известный в единственной рукописи.



Манускрипт «Галичский летописец». Лист №4. 1505 – 1607 гг.

Манускрипт относится к концу XVII или началу XVIII века, но представляет собой копию с оригинала начала XVII столетия. Его начало, по-видимому, не сохранилось — дошедший до нас текст начинается 1505-м и заканчивается 1606 годом. Таким образом, его последовательно продолжали несколько книжников.



Происходит рукопись из Галича, оригинал хранится в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке. В кратких записях безвестные авторы, называвшие свой край «Галеческой украиной» (одной из окраин Русского государства), описывали, как «приходили татаровя и черемисы», как «был голод большой… мерли люди по дорогам и по дворам». В 1533 году современник записал, что из Москвы приезжал «сыщик» для поиска умелых мастеров-серебряников. В 1603 году, по сообщению летописца, за четверть (5–6 пудов) ржи в Галиче давали полтора рубля (до голода — несколько копеек). Повествование заканчивается воцарением и гибелью Лжедмитрия I — «Гришки Отрепьева, а прозвищем Расстриги».

 

Манускрипт «Галичский летописец». Лист №9. 1505 – 1607 гг.

Еще одна хроника, известная, в отличие от первой, в пятнадцати списках, была составлена в XVII веке в Воскресенском монастыре Соли Галицкой (ныне — город Солигалич). Однако ее сочинитель, будучи, видимо, не в силах отыскать достоверных сведений о древнейшей истории края, предался фантазиям. Поэтому Солигаличский летописец следует рассматривать, скорее, как художественное произведение. На его страницах фигурируют вымышленные галичские князья XIV века Федор Семенович и Андрей Федорович, а также костромской и ветлужский князья Андрей Семенович и Никита Иванович Байборода. Эпический характер повествования отражает представление автора о жизни и взаимоотношениях членов старинной княжеской династии.



Воскресенский монастырь в г. Солигалич. 2007 г. Автор фото – exploreman

Похожие истории

Криминальный боевик «Спец»

Популярный в Уссурийске фильм был основан на реальных событиях. Его сняли на городских улицах, показывали по местному телевидению и выпускали на видеокассетах.

Проклятие поруганного храма

Свято-Троицкий собор был построен в конце XVIII века и представлял собой величественный каменный храм в классическом стиле. В 1930-е его разграбили и уничтожили. В 2002 г. на этом месте установили крест в память об утраченной святыне.

Гибель членов дома Романовых на Урале летом 1918 года

Алапаевск стал свидетелем убийства великих князей дома Романовых в 1918 году. Алапаевские мученики были канонизированы Русской православной церковью в 1981 году. На месте их гибели установлена часовня преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!