Пожалуй, нет ни одной исторической личности, чье имя ассоциировалось бы в умах россиян с Угличем больше, чем имя его последнего удельного князя — царевича Дмитрия Ивановича.
Младший сын Ивана IV Грозного, рожденный от его союза с Марией Нагой, появился на свет 19 октября 1582 года, всего за полтора года до кончины отца. Вопрос, мог ли он считаться законнорожденным, оставался спорным: брак Грозного с Нагой был пятым или шестым, в то время как законно венчать по православным канонам того времени было дозволено только первые три. По восшествии на трон царя Федора Ивановича Мария Нагая вместе с сыном сразу же были сосланы подальше от царского двора — в Углич, который Дмитрию отдали в удельное княжение. Тем более что вскоре после смерти Ивана Грозного один из его последних любимцев Богдан Бельский предпринял попытку переворота с целью возвести на трон царевича Дмитрия.
Икона «Царевич Димитрий Угличский»
О жизни мальчика в Угличе известно не так много. Его современник, английский дипломат Джильс Флетчер, побывавший в Московском государстве в 1588–1589 годах, писал, что царевич и его родня живут в Угличе под прямым надзором людей всесильного фактического главы правительства страны — боярина Бориса Федоровича Годунова. Зафиксировал англичанин и ходивший во время его пребывания в Москве слух о попытке отравления царевича: кормилица, отведавшая предназначенную для Дмитрия Ивановича пищу, скоропостижно скончалась. Современники уверяли, что юный царевич унаследовал свирепый нрав грозного родителя: находил удовольствие в наблюдении за забоем домашнего скота, сам бил до смерти палками гусей и кур. Любимой зимней забавой мальчика было обезглавливание снеговиков, которым он давал имена московских бояр, а наиболее часто — Бориса Годунова.
Борис Фёдорович Годунов
Опасения за жизнь Дмитрия Ивановича оказались не напрасны: 15 мая 1591 года во дворе княжеских палат ребенка, вышедшего играть со сверстниками, нашли с перерезанным горлом. Родственники погибшего, Нагие, обвинили в гибели царевича людей Бориса Годунова, которые были немедленно растерзаны разгневанными угличанами. Следственная комиссия, вскоре прибывшая в город, причиной трагедии сочла несчастный случай — перерезанное горло Дмитрия Ивановича по версии следователей стало следствием эпилептического припадка («падучей немочью» царевич действительно страдал). Между тем память о Дмитрии Ивановиче не умерла, и слухи о его чудесном спасении в Смутное время начала XVII века материализовывались в персонах трех самозваных «царевичей».
«Царевич Димитрий». С. Блинков
В 1606 году царевича как невинно убиенного причислили к лику святых (причем сделано это было при содействии сидевшего тогда на троне царя Василия Шуйского, в 1591-м твердо говорившего о невольном самоубийстве младенца). В 1630 году на месте гибели царевича построили церковь Димитрия на Крови. Образ святого князя Углицкого запечатлен на городском гербе и флаге.
Церковь Св. Царевича Димитрия на крови
Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента