В XVII веке в Арзамасском уезде стали происходить массовые самосожжения жителей. Эти трагические события, оставшиеся в истории как «арзамасские гари», были вызваны церковной реформой, не принятой частью верующих.
Реформы патриарха Никона, проведенные во второй половине XVII века, серьезно повлияли на духовную жизнь российского общества. Фактически страна раскололась на сторонников этих новшеств и их противников — старообрядцев, которых официальные власти именовали раскольниками. На жесткие меры властей против церковных «ослушников» старообрядцы нередко реагировали, устраивая массовые самосожжения — гари. В Арзамасе и его округе последствия этого раскола наиболее ярко проявились в 1670-е годы. Самосожжения арзамасских крестьян свидетельствовали о широком распространении старообрядчества в этих местах.
Портрет патриарха Никона с клиром
Так, в ночь с 12 на 13 мая 1675 года массовое самосожжение раскольников, приведшее к гибели 73 человек, произошло в деревне Коваксе. Из сохранившихся документов известны некоторые детали этой трагедии. Местный крестьянин Мамон Сергеев, в то время находившийся в селе Туманове, узнав о гибели в гари жены и шестерых детей, от горя едва не покончил жизнь самоубийством. Для выяснения причин происшедшего в Коваксу из Арзамаса направили подьячего Василия Шумилова. Миссия чиновника оказалась неудачной — ему не удалось выявить инициаторов гари.
Менее чем через месяц, в ночь с 9 на 10 июня того же года, новое самосожжение староверов произошло в другой арзамасской деревне — Пасьяново. В ходе следствия выяснилось, что в бане сгорело шесть человек — крестьянин Михаил Ильин вместе с дочерьми и внуками. Однако другие подробности произошедшего выявить не удалось, инициаторов самосожжений вновь не обнаружили.
Самосожигатели. Картина Григория Мясоедова. 1882–1884 гг.
В октябре 1675 года воевода Арзамаса Тимофей Богданович Булгаков был вынужден сообщить царю Алексею Михайловичу об участившихся в округе гарях. Из Москвы последовал приказ «накрепко» искать в Арзамасском уезде раскольников и объявить населению города о запрещении держать в своих домах пропагандистов самосожжений, которых указали арестовывать.
Местные власти продолжили расследование причин гарей и через год, в апреле 1676 года, схватили одного из их инициаторов — нищего крестьянина Степана Ремезова, происходившего из села Новый Усад Арзамасского уезда. В родном селе он пропагандировал самосожжения и успел найти несколько крестьян, поверивших в его проповеди и намеревавшихся покончить жизнь самоубийством. Однако очень скоро местные власти арестовали Ремезова и его учеников. В ходе допросов и пыток выяснилось, что Ремезов ходил по селам и деревням Арзамасской округи и проповедовал учение о правильности старой веры и самосожжениях. Главным же инициатором гарей был не он, а выходец из Суздаля Иван Федоров, проживавший в старообрядческом скиту на реке Керженец.
Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности, привезённые иеромонахом Арсением (Сухановым) из паломничества 1656 года»
С. Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном»
После ареста Ремезова самосожжения продолжились в 1676 и 1678 годах. На этот раз они произошли в деревне Соляная Гора и селе Страхово. Несмотря на меры властей по борьбе с расколом, Арзамас и его округа на протяжении многих лет оставались одним из крупнейших центров старообрядчества. Сторонники старой веры живут здесь и в настоящее время.